От турецкого «тюльпана» до советского стакана. В каких странах пьют чай в стекле
Чаще всего чай ассоциируется с фарфоровой чашкой или обычной кружкой.
Однако в некоторых странах этот напиток принято подавать исключительно в стаканах. И не только потому, что это красиво и эстетично.
Как форма посуды влияет на вкус и температуру чая, откуда берется чайная пена и чем стеклянный стакан во времена Петра I отличался от советского граненого, пишет tea.ru.
Рассказываем, в каких странах пьют чай в стекле и как материал влияет на вкус напитка.
Турция и Азербайджан: зачем стакану-тюльпану тонкая талия
Всем, кто хоть раз бывал в Турции, наверняка запомнились небольшие стаканчики для чая, по форме напоминающие тюльпаны.
Это может показаться лишь изящным эстетическим решением, ведь тюльпаны – символ Османской империи, однако схожесть с бутоном цветка – не более чем совпадение, а причудливая форма обусловлена функционалом посуды.
Впрочем, такие стаканы являются главной деталью не только турецкого, но и азербайджанского, а также иранского чаепития. Из Азербайджана к нам пришло название «армуды» (armudu – «груша»), встречается также вариант «богмалы». А в Турции можно встретить наименование «бардак» (bardak), но оно применимо для любых чайных стаканов и чашек.
Неизвестно, кто изобрел армуды, однако первые косвенные упоминания о них датируются серединой XIX века. А на картине турецкого художника Ходжи Али Ризы, творившего в прошлом столетии, рядом с самоваром абсолютно точно изображен маленький грушевидный стакан.
Появлению армуд способствовало развитие стекольной промышленности, когда на смену громоздким и дорогим толстостенным стаканам пришли легкие и дешевые стаканчики из тонкого стекла.
Специфическая форма армуд позволяет надолго сохранить аромат и температуру свежезаваренного чая. В верхней расширенной части напиток быстрее остывает, благодаря чему его комфортно пить. В нижней же, за счет препятствия из тонкой «талии», чай остается горячим и насыщенным.
По мере опустошения стакана горячая и остывшая жидкость перемешивается, а температура напитка остается оптимальной во время всего чаепития.
Также благодаря форме стаканчик легко держать в руке. В холодную погоду можно согревать пальцы, обхватив армуд за удобную «талию». А в жару его можно взять за верхние, быстро остывающие края, поэтому чай принято не доливать примерно на 1–2 см: часто это место отмечается декоративным ободком и в народе называется «местом для губ».
Объем стаканчиков небольшой – всего 100 мл. На торжествах принято пить чай в стекле из праздничных дорогих армуд (хрустальных, фарфоровых, украшенных росписью и позолотой), но будничный стакан-тюльпан выполнен из простого стекла.
Именно в таком будет лучше всего виден насыщенный цвет напитка – турки называют его tavşan kanı, то есть «цвет заячьей крови».
Чай на Востоке любят заваривать крепкий, чаще черный байховый, без сахара и молока. Подают армуд на блюдце, а сладости (мед, сухофрукты, кусковой сахар) – в отдельной посуде. Специально для туристов есть стаканы с ручкой, больше напоминающие кружки, но сами местные ими не пользуются.
Иногда можно встретить армуды в подстаканниках из мельхиора, серебра или бронзы. Выполнены они в минималистичном стиле и такого широкого распространения, как, например, в России, не получили.
Марокко: высокий стакан для чайной пены
Марокканские традиции чаепития сформировались также в середине XIX века, когда в страну завезли зеленый чай ганпаудер. Марокканцы стали заваривать его с большим количеством мяты и добавлять сахар, а сам напиток сделали символом гостеприимства. Уже из Марокко этот рецепт попал в Алжир, Тунис, а после и в Европу.
Марокканский чай принято подавать в вытянутых стеклянных стаканах, украшенных росписью и позолотой. Прозрачность посуды дает возможность любоваться солнечным цветом чая и раскрывающимися листиками мяты.
К слову, марокканская мята – особенная, она отличается от европейской красивыми «гофрированными» листьями и большим содержанием ментола и эфирных масел.
Чайной церемонией в Марокко занимаются в основном мужчины. Стаканы наполняют наполовину, а потом доливают в них оставшуюся часть напитка с высоты собственного роста, благодаря чему образуется характерная пена, которая насыщает чай кислородом и усиливает его вкус.
Россия: противоударная «гранёнка» и подстаканники Фаберже
В России чай из стаканов пьют еще со времен Петра I, но причина вовсе не в традициях – просто стекло на порядок дешевле фарфора и керамики.
Стакан в царской России
Долгое время, пока купцы и дворянство чаевничали из фарфоровых сервизов, простой люд довольствовался деревянной и металлической посудой, а по большому счету – пил чай, из чего придется. Да и сам чай был исключительно травяной – что собрали, то и заварили.
Стекло тоже долго оставалось привилегией высших слоев: оно стоило дорого, гранилось вручную, украшалось позолоченной росписью и декоративными рисунками.
Один из первых граненых стаканов в XVIII веке стекольных дел мастера преподнесли Петру I – как особо прочный и практичный. И… он разбился, когда царь для проверки бросил его на пол.

«Утренний натюрморт» – Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. 1918.
Настоящая история русского чайного стакана началась в XIX веке, когда в России стали открываться фабрики по изготовлению прессованного стекла. Со временем и развитием технологий стаканы стали более прочными, подходили для распития любых напитков и стоили не столь дорого.
Граней на них было от 10 до 12, в зависимости от места изготовления, но характерный ободок, как у советских «потомков», отсутствовал. Именно такой стакан с чаем изображен на знаменитом «Утреннем натюрморте» Петрова-Водкина.
Чай в России пили исключительно горячим, и, так как кружки с ручками многим были не по карману, широчайшее распространение получили подстаканники. Первые из них не отличались художественным исполнением и выпускались из латуни на Тульском оружейном заводе.
Их основной задачей было не дать обжечься пальцам о стакан с кипятком. Но изделием быстро заинтересовались ювелиры, и в середине XIX века появились подстаканники из серебра, подчеркивающие достаток их владельцев.
Они изготавливались в разных стилях, были украшены изображением цветов, фруктов, сценами из библейских сюжетов. На короткий отрезок времени подстаканники стали произведениями искусства и изготавливались лучшими ювелирами. Делал их даже сам Карл Фаберже.
Стакан в СССР
Граненый стакан пережил революцию и стал выпускаться на стекольном заводе имени Бухарина. Однако в 1930-х годах появился запрос на стаканы, которые удобно было бы мыть в посудомоечных машинах общепита.
Так 11 сентября 1943 года появился знаменитый и всем привычный стакан с 16 гранями и гладким верхним ободком. Его отличала невероятная прочность, например, он оставался целым даже при падении с метровой высоты на бетонный пол, дешевизна и многофункциональность.
Из «граненок» пили все напитки от чая до вина, их использовали для вырезания кружков на пельмени. А в кулинарных книгах ингредиенты для пирогов измерялись и обозначались в стаканах.
По подстаканникам же в советские времена можно было изучать историю. Например, на смену изображениям серпа и молота приходили военные сюжеты. А кукуруза и поднятая целина сменялись спутниками и ракетами. Выпускались они из мельхиора, нержавейки, аллюминия, реже – из серебра.
В 60-е годы стаканы и подстаканники уступили место кружкам. Однако в общепите они оставались практически единственной тарой вплоть до 90-х годов, а в рядовых столовых их можно встретить и сейчас, правда, не с чаем, а с компотом или кефиром.
Поэтмоу, стакан с чаем в нарядном подстаканнике до сих пор является обязательным атрибутом в поездах. Практичней только пластмассовая или железная посуда, но… разве что-то может сравниться с характерным звоном ложечки о стеклянный стакан?
Даже если вы привыкли к керамике, попробуйте налить любимый чай в прозрачный стакан. Полюбуйтесь, как играет на солнце теплый оттенок напитка, и, возможно, даже его вкус заиграет для вас новыми красками!
Кстати, на Zimmes.by смотрите полный гайд по видам любимого напитка. Тут рассказываем,каким бывает чай.