Чаевые преткновения. Надо ли оставлять в заведении «на чай»
«Чаевые официанту приветствуются, но остаются на ваше усмотрение». Такую фразу можно прочитать на чеке или на вывесках у барной стойки. Оставлять ли официанту «на чай»? Вопрос не теряет актуальности, а сейчас и вообще приобретает почти сакральный смысл. Так, многие из нас, оставляя даже доллар выражают поддержку общепиту в тяжелое время (сами знаем какое). Некоторые заведения изменили режим работы, кто-то сократил штат, а одни вовсе закрылись…
Но в этом щепетильном вопросе однозначного ответа нет: посетитель для себя решает сам. Так что гласят правила и как в других странах относятся к деньгам «на чай»?
У американцев и французов такой вопрос даже не возникает. Первые готовы поощрять всех и вся: официантов, поваров, таксистов, парикмахеров… Сумма варьируется от 15% до 25%. Французы более консервативны: чаевые вносят в так называемую дополнительную графу в счет и составляют 10-20% от заказа.
В Японии, Китае и Гонконге, напротив, не принято благодарить официантов. Это может оскорбить человека, так как получать дополнительное вознаграждение за свою работы – моветон.
В Германии, Чехии и Швеции в заведениях общепита чаевых составляют 5-10% от суммы заказа. К слову, оставлять деньги «в открытую» не принято: следует их завернуть в салфетку или положить в счетчицу.
А что у нас? Опять же, на вопрос «оставлять чаевые или нет» единого ответа не найдем. Все дело в нашем менталитете. Мы устроены так, что дополнительно платить за услуги воспринимается как ненужное действие. А о поощрении официанта, повара или менеджера как-то не задумываемся. И все же, если решаемся оставить «на чай» – сумма варьируется в пределах 10 %.
Как к чаевым относятся горожане
– В кафе захожу часто, – рассказывает Алиса, – бывает надо и через день забежать где-то перекусить или подождать подругу. Чаевые никогда не оставляю.
– Это дело принципа или просто жадность?
– Дела принципа, жадности никакой нет. Просто не вижу смысла оставлять «на чай». Средний чек – это 15 рублей (≈ 6 долларов). Заказ традиционно состоит из двух позиций: кофе и десерт. Оставлять 3 рубля (≈ 1,5 доллара) чаевых я считаю много. Меньше – не красиво. В дорогих ресторанах бываю редко. Но если чек выходит на сумму 350-400 рублей, зачем давать что-то сверху? У меня лично такая позиция.
У Ивана из Минска противоположное мнение на этот счет.
– Раз в неделю точно посещаю кафе или какой-нибудь бар. Не беру в расчет службу доставки (пицца, суши, бургеры). Средний чек разный: сегодня просто взял десерт и чай, завтра в баре сет шотов и сырную тарелку. Но чаевые оставляю всегда.
– В столице цены в кафе и барах не сильно отличаются от областных центров. Здесь уже из личного опыта знаю. Но зарплаты отличаются, даже в сфере общепита. Поэтому и кофе с утра перед работой можно зайти взять на вынос и пообедать. Что руководит тобой, оставляя «на чай»?
– Во-первых, сейчас как-то хочется поддержать ребят. Тут работает «теория шести рукопожатий». Кто-то с кем-то будет знаком. Во-вторых, если официант тратит на тебя время, почему бы в ответ не поблагодарить его. Да, это такая же работа, многие говорят: «вот врачам, продавцам, библиотекарям не доплачивают, чем официанты лучше?». Эта другая сфера и сравнивать как-то не уместно. Но рубль или два оставить можно. По карману эта сумма, согласись, не ударит. А человеку будет приятно. Не хочешь так напрямую давать чаевые – кинь их в баночку у стойки.
Когда можно не оставлять чаевые?
Самый частый ответ – некачественное обслуживание. Сюда входит несколько позиций: долгое ожидание заказа, невнимательное отношение к гостям, явное несоответствие заявленного блюда в меню и получение его на выходе. История из жизни.
В одном из заведений Санкт-Петербурга (уровень, казалось, должен быть на 5 звезд), официантку ждали минут 15. Списывали все сначала на неопытность, ведь в заведении больше никого не было (о запарке речи не было). Дождавшись наконец меню начали делать заказ. Оказалось, сушист опаздывает на работу, для пиццы не привезли сыр, а крабовый салат будет с креветками. Заведение находилось почти в центре, а не в районе Удельного проспекта, но не было желания даже оставаться на обед, что уж тут говорить о чаевых.
Почему стоит оставлять «на чай»?
Во многих заведениях чаевые идут не только официанту, но и всей смене. Оставляя «на чай», вы признаете не только обслуживание, но и кухню. Зачастую благодарность повару уходит на второй план. Но не только сервис делает наш вечер идеальным. К тому же чаевые – это некоторая мотивация официанта продолжать делать свою работу качественно.